Волгоградское муниципальное учреждение культуры
  
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")

г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
csdb-2008@inbox.ru
+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

19 октября – День Царскосельского лицея

19 октября – День Царскосельского лицея

19 октября 2020 19 октября – известная дата, давно и прочно связанная с именем Александра Сергеевича Пушкина. Лицейский период имел в его жизни важнейшее значение. И объясняется это не только тем, что в Царском Селе юный Саша Пушкин обрёл прекрасных учителей, верных друзей и собственное осознание себя Поэтом. Но именно Лицей стал для него истинной семьёй. По крайней мере, это было ощущение, пронесённое через всю его жизнь, такую трагически недолгую... 



Любопытная деталь: если мы перечитаем стихотворения А. С. Пушкина, то не найдём в них упоминаний ни матери, ни отца. Это не может не удивить. Ведь, как правило, роль родителей очень важна, а родные образы так или иначе отражаются в творческом воображении их выросшего и сформировавшегося ребёнка.
Тут мы наблюдаем не совсем типичный случай. Объяснением служит история детства нашего великого поэта.


Дом на Немецкой улице в Москве, 
где родился Пушкин. 
С фот. А. Шкипер


Конечно, Александр Сергеевич знал свою родословную и говорил: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие".




Но вот семья, в которой он родился, была весьма своеобразна. Небогатые Пушкины, не любящие и не умеющие хоть сколь-нибудь успешно вести своё хозяйство, вместе с тем стремились жить беззаботной светской жизнью. И это противоречие постоянно ставило их в трудные материальные условия.

Сергей Львович Пушкин


Воспитание детей тоже не особо занимало их. Например, сам поэт получил дома только прекрасное знание французского языка да пристрастился к чтению благодаря библиотеке отца Сергея Львовича. 



Надежда Осиповна Пушкина 
(Ганнибал)



Общеизвестно также, что мать, Надежда Осиповна, не слишком жаловала старшего сына, который слабо отвечал её представлениям о том, каким должен быть сын таких блестящих родителей (Саша в детстве был несколько неуклюж, рассеян и неизящен). Неудивительно, что «прекрасная креолка», как звали её в свете, довольно холодно относилась к нему, будто удивляясь и злясь на собственную «неудачу». Порой будущему поэту приходилось переживать трудные времена в родительском доме. 


Саша Пушкин в возрасте 2-3 лет. 
Неизв. художник


Следствием такого положения дел стало то, что в дальнейшем своё детство Пушкин вспоминал мало и редко, будто решительно вычеркнув его из своей памяти. Это психологически вполне объяснимо: мы стараемся реже возвращаться к моментам, которые для нас тяжелы. Если ему и хотелось «побывать в детстве», он вспоминал именно Лицей.


Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. 
Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.


Ведь эта жизненная пора слишком важна для любого человека, чтобы его место зияло пустотой или чернотой. Именно детство закладывает в характеры, мироощущения, привычки всё самое устойчивое и основополагающее. Такой отдушиной для Александра Сергеевича стали лицейские годы. Даже если в действительности в это время не всё было идеальным и прекрасным, человек, переживший в дальнейшем многие горести, преследования, клевету, ссылки, видит тот ушедший в прошлое мир чистым, полным дружеских связей, романтических чувств, взаимовыручки.




Беннер Ж. А. 
Портрет императора Александра I



Интересно, что Лицей по первоначальному плану императора Александра I был призван стать местом воспитания его младших братьев Николая и Михаила. 



С. Карделли. Портрет Великого князя 
Михаила Павловича.
1814 г. (с оригинала Изабе)





О. А. Кипренский. 
Портрет великого князя 
Николая Павловича. 1814 г.



Подраставшие в атмосфере безграничной власти они нуждались в осознании того, как в дальнейшем по-человечески относиться к другим людям, не столь высоко стоящим на социальной лестнице.
Видимо, их характеры уже начинали складывались таким образом, что возникла такая необходимость. 


Дж. Доу. Портрет П.П.Коновницына


Иначе их наставник – генерал П.П.Коновницын – не дал бы им в своё время такого совета: «Если придёт время командовать Вам частями войск… старайтесь улучшать положение каждого, не требуйте от людей невозможного. … Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не принесут». 


Но идее не дано было воплотиться, великие князья не учились в Лицее. Потому оно стало придворным и престижным, однако не так заоблачно авторитетным, как было запланировано вначале. Воспитанники получили обширное образование, хотя не всегда системное и продуманное. Это привело к некоторой поверхностности знаний лицеистов. 


Комната № 14, 
в которой жил Пушкин



Но бесспорной удачей попавших туда мальчиков было погружение в особую атмосферу дружбы и уважения к личности (к слову, в Лицее не было телесных наказаний, как в других учебных заведениях той поры). Здесь поощрялось литературное творчество воспитанников, потому пробовали писать почти все, хотя и с разной степенью успешности.




Классная комната

Актовый зал Лицея



В нынешний год 200-летия Бородинского сражения, не могу не упомянуть и момента, связанного с этим событием. 
Незабываемое впечатление для любого человека, а тем более для мальчишек, только начавших жить (напомню, в 1812-ом лицеистам от 11 до 15 лет). 


Ф. Верне. Пущин И.И., 1817 г.


Иван Пущин писал: «Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея».

Они будто ощутили и увидели саму Историю! 




Александр Сергеевич Пушкин так вспоминал в своём стихотворении на 19 октября 1836 года:


Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас…
Бородинское сражение.
Неизв.художник. Гравюра начала 19 в.



И это в ту минуту не звучало как ложный пафос, а чётко отражало их психологический настрой.

Конечно, за шесть лет обучения бывало всякое: группы, конфликтовавшие между собой; некоторая изолированность от мира, напоминавшая монашескую; другие не слишком приятные моменты… Но в целом, эту тягу лицеистов к традиционным ежегодным встречам 19 октября, можно объяснить не только данной клятвой (« …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября»), но и тоской по атмосфере их юности и идеалу дружбы. Воспоминания с годами только укрепляли их круг.


День выпуска, 9 июня 1817 года, был наполнен еще множеством различных ритуалов.
Одна из самых известных традиций в Лицее – разбивать после выпускных экзаменов лицейский колокол, в течение шести лет собиравший учеников на занятия. Каждый выпускник брал на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

 Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом. Эти кольца директор надел выпускникам лицея – и они стали «чугунниками».

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».





В день выпуска первых лицеистов, прозвучала «Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея», сочинённая Антоном Дельвигом:



А. А. Дельвиг




Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас! 
 Друг нá друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет.
В несчастье - гордое терпенье,
И в счастье - всем равно привет!



Они запомнили это стихотворение на всю жизнь, как пароль своего братства.




Е. А. Энгельгардт (1775—1862)


Директор Егор Антонович Энгельгардт напутствовал своих воспитанников такими словами: «Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Лицей был закончен, закончилось детство, но ничто не изменило силу влияния и воспоминаний об этом периоде.

В доказательство приведу один только факт.
Когда человек уходит из жизни в сознании, он, как правило, вспоминает всё самое дорогое и любимое. Умирающий Александр Сергеевич Пушкин не вспомнил своих родителей, не позвал здравствующих брата и сестру (хотя всегда испытывал к ним нежные чувства). Он вспомнил Лицей: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(1825 г.)





https://agniyainteralia.blogspot.com/2012/10/19-19.html


Возврат к списку

© 2014 Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» 

Яндекс.Метрика
г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
Электронная почта: csdb-2008@inbox.ru
Телефон:

+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Разработка сайта — Интернет-агентство «ИНТЕРВОЛГА»