Волгоградское муниципальное учреждение культуры
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")
Контакты
Волгоградское муниципальное учреждение культуры
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")
В издательстве «Синдбад», которое выпустило бестселлер «Французские дети не плюются едой», вышла ещё одна книга для родителей, на этот раз о пищевых привычках японских детей. Как сделать так, чтобы дети перестали кривиться от овощей, в книге «Самые здоровые дети в мире живут в Японии» рассказывают Наоми Морияма и Уильям Дойл.
Все дети рождены, чтобы недолюбливать овощи и обожать пиццу, печенье и конфеты, убеждены мы. К тому же мы живем в реальном мире, где наших детей ежедневно окружает агрессивная реклама фастфуда и прочих вредных блюд и продуктов, а у замотанных родителей далеко не всегда есть время готовить хорошую еду дома. Японским детям в этом смысле повезло больше — они живут в стране, где модель здорового питания входит в культурную традицию народа. Но и остальным ни в коем случае не следует опускать руки.
Проблемой здорового питания детей заинтересовались исследователи Пенсильванского университета и Лондонского университетского колледжа. И вот к какому интересному выводу они пришли. Оказывается, чем больше разнообразных продуктов ребенок попробует в возрасте от двух до восьми лет, тем выше вероятность, что в дальнейшем он будет с удовольствием есть практически все, включая овощи, рыбу и цельнозерновые злаки.
Ученые обращают внимание родителей на следующие важные обстоятельства:
Итак, будьте терпеливы и последовательны и не ждите результатов немедленно. Кстати, иногда новое блюдо можно «замаскировать» под хорошо знакомое, например добавив к нему немного кетчупа или другого соуса, который ребенок ест с удовольствием. Лично я, когда предлагаю сыну попробовать что-то новенькое, каждый раз вспоминаю японскую пословицу, которую любила повторять моя бабушка Цун: «Новая еда продлевает жизнь».
Педиатры считают, что идеальное время для введения в рацион ребенка овощей совпадает с прекращением грудного вскармливания. Как ни странно, в пяти-семимесячном возрасте малыши гораздо менее привередливы к новым вкусам, даже кислому или горьковатому.
Замечено, что дети до двух лет, один раз попробовав новый продукт, в дальнейшем быстро к нему привыкают, а часто он становится у них любимым. Зато детям от 7 до 12 лет, чтобы окончательно признать продукт «своим», требуется до двух десятков проб!
Готовить отдельные «детские» блюда из каких-то особых продуктов — плохая идея. Чем дольше родители стараются кормить ребенка специально для него приготовленными блюдами, тем труднее ему затем перейти на обычную, принятую в семье кухню. Кстати, японская и средиземноморская модели питания вообще не знают такого понятия, как детское меню, — дети с самого раннего возраста едят то же, что и вся семья. И это — одна из причин, почему у них в дальнейшем реже возникают проблемы с пищеварением и лишним весом.
Честно говоря, диетологи расходятся во мнениях по этому вопросу. Но большинство считает, что главное здесь — избегать прямого принуждения. Дело родителей — позаботиться, чтобы на столе всегда были полезные для здоровья блюда. Если не давить на ребенка, рано или поздно ему захочется их попробовать, и наверняка среди них найдется то, что придется ему по вкусу.
Многие матери на своем опыте убедились, что ребенок, отказываясь от какого-то конкретного продукта, охотно ест его в составе сложного блюда. Так, в Японии одним из самых распространенных блюд является паровой круглый рис с ломтиками рыбы или мяса и разнообразными овощами.
Занятный метод заинтересовать ребенка новой едой предлагает доктор медицины Люси Кук из Лондонского университетского колледжа, посвятившая более 20 лет изучению пищевых привычек детей. Каждый раз, когда ребенок соглашается попробовать новую еду, она рекомендует поощрять его какой-нибудь мелкой наградой — например давать ему яркую наклейку, которые нравятся всем детям.
Идея награды не находит широкого одобрения со стороны педагогического научного сообщества; считается, что стремление получить «приз» нарушает внутреннюю мотивацию ребенка к достижению того или иного успеха. Доктор Кук, проводившая на эту тему экспериментальное исследование группы детей от 3 до 6 лет, пришла к другому выводу. «Награда, — утверждает она, — помогает побуждать ребенка к действию, но она ни в коем случае не должна становиться самоцелью». При этом важно помнить, что право принимать решение остается за ребенком. Иначе говоря, он получает свой стикер уже за то, что согласился попробовать новую еду, даже если потом скажет, что она ему не понравилась.
Доктор Кук рекомендует каждые две недели предлагать ребенку какой-то один новый овощ. И не просто ставить перед ним тарелку и говорить: «Ешь», — а заранее знакомить его с этим овощем: рассказать, где и как он растет, показать, как он выглядит в сыром виде. Еще лучше, если вы будете готовить его на глазах у ребенка. Затем предложите ему снять пробу — совсем чуть-чуть. На следующий день можете добавить к тому же овощу какой-нибудь соус или приготовить его с добавлением небольшого количества специй.
Описанная методика дает наилучшие результаты с детьми от трех лет и старше, так как они уже достаточно большие, чтобы радоваться честно заработанной награде. Хотя в принципе метод постепенного приобщения к новым вкусам применим в любом возрасте, включая взрослый. Например, если вы хотите отказаться от сахара в утреннем кофе, попробуйте на протяжении 10–15 дней пить несладкий кофе хотя бы по глоточку. Как ни удивительно, к концу этого срока вы, вполне вероятно, оцените прекрасный вкус кофе без всякого сахара.
© 2014 Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» |
г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6 Электронная почта: csdb-2008@inbox.ru |
Телефон: +7 (8442) 38-42-46 Контакты
|
Разработка сайта — Интернет-агентство «ИНТЕРВОЛГА» |