Волгоградское муниципальное учреждение культуры
  
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")

г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
csdb-2008@inbox.ru
+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Эволюция Букваря

Эволюция Букваря

2 мая 2020

Музей букварей продолжает вещать из изоляции. Совсем недавно мы отпраздновали 23 апреля – Международный день книги и авторского права. Букварь не является исключением и тоже по праву считается авторским творением. Сегодня обратимся к истории вопроса, а именно, как же создавался и менялся славянский Букварь от древности к современности и кем были его первые авторы?

Прежде всего, нужно упомянуть любопытный факт, что Букварь изначально не назывался именно так. Его называли просто книгой, учебником или грамматикой. С начала книгопечатания на Руси появляются первые печатные учебные книги, первое место среди которых принадлежит «Азбуке» Ивана Федорова. «Азбука» была издана в 1574 году во Львове, второе издание появилось в Остроге в 1578 году. В мире сохранилось только три экземпляра этих уникальных книг. К сожалению, ни одним из них не владеет Россия. «Азбука» 1574 года хранится в библиотеке Гарвардского университета (США), «Азбука» 1578 года хранится в Королевской библиотеке Копенгагена (Дания), и в Готском университете (Германия). В России распространены факсимильные издания «Азбуки».




Вторым по значимости и по хронологии памятником российского просвещения является «Азбука» Василия Бурцова, изданная в 1634 году в Московском печатном дворе, где Василий Бурцов-Протопопов работал печатником. По сравнению с «Азбукой» Федорова Бурцев в своей книге уделяет больше внимания синтаксису и пунктуации. 

В конце XVII в. просветитель и переводчик Карион Истомин для обучения будущего императора Петра I составил первые иллюстрированные, буквари («Малый букварь» 1694 г. и «Большой букварь» 1696 г.). Он впервые использовал принцип наглядности обучения. Каждая страница Букваря Кариона Истомина посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв, изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи. Ниже, под буквами, помещены разнообразные по своей тематике иллюстрации: предметы обихода, одежда, церковная утварь, оружие, растения и животные и т.д. На каждую букву дано около десяти изображений. Всего в букваре более 400 рисунков. 




Азбуки, буквари, грамматики XVI-XVII веков не только учили читать, но и прививали определенную нравственность, связанную с христианской моралью.

В 1701 г. в Москве вышел "Букварь" Федора Поликарпова-Орлова - один из последних букварей, знакомивших учащихся с основами церковнославянского языка. В букваре впервые было введено сопоставительное изложение учебного материала на церковнославянском, греческом и латинском языках. Здесь помещены сообщения о различных морях, планетах, звездах. Особое место отводится человеку. Книга напечатана двумя красками: черной и красной. Издание украшают иллюстрированные заставки, концовки, которые интересно орнаментированы.

В XIX веке лучшими пособиями для детей, осваивающих русский алфавит, считались "Родное слово" К. Д. Ушинского, "Букварь для совместного обучения чтению и письму" Д.И.Тихомирова и Е.Н.Тихомировой и "Азбука" Л.Н. Толстого. Эти Буквари учат не только письму и чтению, но и нравственным основам. Составители самостоятельно любовно подбирали, а зачастую и сами сочиняли материал. Конечно, они уже не похожи на те древние печатные книги на старославянском языке:




По декрету СНК «О ликвидации неграмотности» (декабрь 1919 г.) все население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке.  В связи с этим появляются буквари для взрослых (Д.Ю. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской; В.В. Смушкова; Е.Я. Голанта). Было налажено издание массовых букварей и других учебных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском и других языках. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение».

С распадом СССР, в начале 90-х гг. в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий.

В настоящее время начальная школа располагает целой серией азбук и букварей разных авторов. Это учебники Бетенькова Н.М., Горецкого В.Г. и Фонина Д.С. 2001 г.; Букварь Бохорского Е.М., Быстрицкой С.В. 2001 г.; Азбука Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Пронина О.В. 1999 г. Самым известным, конечно же, является Букварь В.Г. Горецкого, о котором мы говорили ранее.



Вот так эволюционировал Букварь от XVI века к XXI. Что-то досталось нам от предков, а что-то внесли великие умы разных эпох. Так или иначе, мы имеем сейчас превосходные учебные экземпляры!




Возврат к списку

© 2014 Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» 

Яндекс.Метрика
г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
Электронная почта: csdb-2008@inbox.ru
Телефон:

+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Разработка сайта — Интернет-агентство «ИНТЕРВОЛГА»