Волгоградское муниципальное учреждение культуры
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")
Контакты
Волгоградское муниципальное учреждение культуры
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")
Школьное образование после революции сильно изменилось. Были запрещены телесные наказания, мальчикам и девочкам разрешили учиться вместе, стали выходить учебники на национальных языках. А ещё в школах появились новые предметы.
До 1917 года в Российской Империи были разные типы начального и среднего образования, поэтому единой школьной программы просто не существовало. При одном только Министерстве народного просвещения было 30 типов начальных училищ. Да и само слово «школа» стало официальным названием для всех общеобразовательных учебных заведений только после революции.
Советский педагог Николай Чехов в книге «Типы русской школы в их историческом развитии» писал: «Едва ли какая-нибудь другая страна в мире представляла когда-нибудь такую пёструю картину организации школьного дела, какую представляла Россия ко времени революции 1917 года».
В 1918 году вышло положение «О единой трудовой школе РСФСР», по которому всем школам присваивалось название «Единая трудовая школа». Обучение в школах нового типа провозглашалось бесплатным, обязательным и совместным. Преподавание любого вероучения было запрещено, телесные наказания отменялись. Планировалось разделить школы на две ступени. Первая ступень — пятилетний курс для детей от 8 до 13 лет, вторая ступень — четырёхлетний курс для детей от 13 до 17 лет. Но из-за послереволюционной неразберихи многое из задуманного осуществить не удалось. Ситуация в образовании постоянно менялась, школьные программы устаревали, не успев выйти из печати.
В конце 1922 года структура школ стала такой: I ступень — четыре года обучения, II ступень — пять лет обучения с разделением на два концентра (учебных цикла). В 1923 году появилась школьная программа для таких школ.
До революции самым распространённым типом начальных училищ были земские школы, которые условно соответствуют I ступени обучения в единой трудовой школе. В земских школах было пять обязательных предметов:
На I ступени обучения в единой трудовой школе из программы убрали Закон Божий и книги церковной печати. Школьная программа расширилась до девяти предметов:
В высших начальных училищах до революции (соответствуют II ступени обучения в единой трудовой школе) было 11 предметов:
На II ступени обучения в единой трудовой школе естествоведение разделилось на биологию с геологией и химию, физика стала отдельным предметом, из программы убрали историю и черчение:
В рамках курса по обществоведению школьники учили историю социализма, политическую грамоту и историю труда (политическую экономику). Математика состояла из алгебры, геометрии и тригонометрии. Курс по биологии с геологией включал зоологию, ботанику, геологию с минералогией, физиологию человека с гигиеной и общую биологию.
Отдельное внимание уделялось развитию национальных школ. В 1922 году начало свою работу Центральное восточное издательство, которое выпускало учебники на чувашском, татарском, адыгейском и других языках. Дети разных национальностей получили учебники на родном языке.
Всё это привело к увеличению грамотного населения в СССР. С 1914 года по 1936–1937 года количество учащихся в начальных и средних школах выросло в 3,6 раз, а учеников только средних школ — в 18 раз.
https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/8206479-school-after-1917?utm_source=newsletter07.11&ut...© 2014 Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» |
г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6 Электронная почта: csdb-2008@inbox.ru |
Телефон: +7 (8442) 38-42-46 Контакты
|
Разработка сайта — Интернет-агентство «ИНТЕРВОЛГА» |