Волгоградское муниципальное учреждение культуры
  
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")

г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
csdb-2008@inbox.ru
+7 (8442) 38-42-46

marker_0.png

 «Киндертранспорт»: поезд длиною в жизнь

«Киндертранспорт»: поезд длиною в жизнь

4 Мая 2020
"Киндертранспорт» — это разлученные семьи, поломанные судьбы, изувеченная память и искалеченные души. Но самое главное, «Киндертранспорт» — это более 12 тысяч спасенных жизней тех, кому судьба уготовила участь задохнуться в печах Освенцима и других лагерей смерти.


За 9 месяцев до начала Второй мировой войны состоялась спасательная операция «Киндертранспорт». Её суть заключалась в перевозке и размещении на территории Великобритании детей, без родителей и других сопровождающих. признававшихся на основе Нюрнбергских расовых законов евреями.


 В ночь с 9 на 10 ноября 1938 по всей Германии и по нескольким европейским странам прошла "Хрустальная ночь», когда были уничтожены магазины и другие предприятия, принадлежащие евреям, сожжены детские и частные жилые дома. Через пять дней после «Хрустальной ночи», делегация британских еврейских лидеров понимая, что Нюрнбергские расовые законы ограничивали в правах граждан еврейского происхождения, обратилась лично к премьер-министру Великобритании Чемберлену с просьбой о разрешении временного ввоза в страну еврейских детей.
Британские власти просьбу удовлетворили, а тамошняя пресса обратилась к гражданам с призывом временно взять на попечение еврейских детей.

Таким образом дети-евреи из Германии, Австрии, Чехии, Польши и вольного города Данцига нашли свое спасение в Соединенном Королевстве. Большинство детей пережило войну, но лишь очень немногие воссоединились с родителями, так как часто эти дети были единственными, оставшимися в живых из своих семей, уничтоженных Холокостом.


Каждую неделю в течение девяти месяцев на запад с вокзала Фридрихштрассе уходили поезда с тремя с половиной сотнями детей. Детям запрещалось выходить из вагонов по пути следования. Пограничники очень интенсивно обыскивали детские чемоданы. Дети имели право взять с собой лишь десять рейхсмарок и немного игрушек. Часто пограничники отбирали у детей какие-то вещи, например, альбомы с почтовыми марками и деньги. Дорога в порт Роттердам занимала полтора дня. Первыми вывозили детей, чьи родители находились в концлагере.и подростков из концлагерей и детских домов. …

В Германию и Австрию были направлены волонтеры для организации вывоза детей, а в Великобритании волонтеры искали детям новые дома.
Волонтеры в Британии проверяли семьи, которые заявляли о своем желании взять детей. Выбирать было некогда - "волонтёры не слишком тщательно исследовали мотивы и характер приёмных родителей. Требования заключались лишь в следующем: дом должен был казаться чистым, а семья респектабельной».


Когда-то давно, учась в Лондоне, молодая берлинка, в которой, кстати, нет ни капли еврейской крови, узнала про «Киндертранспорт» от своей преподавательницы, которая весной 1939 года ребенком была вывезена из Германии в Англию и выросла в британской семье. Фрау Бехнер была поражена ее рассказами, но еще более удивилась тому, что никогда и ни от кого не слышала про операцию «Киндертранспорт».


Тема так захватила Лизу Бехнер, что вот уже много лет она изучает историю этой еврейской трагедии и занимается общественной деятельностью, связанной с увековечиванием памяти спасательной операции.


По её предложению в ноябре 2008 года — через 70 лет после отправления первого поезда   был открыт памятник у станции Фридрихштрассе.







 На открытие памятника приехали около сотни доживших до этого дня спасенных детей и их потомков. Еще один памятник спасательной операции» стоит в Лондоне у вокзала Ливерпуль-стрит — именно туда приходили поезда со спасенными еврейскими детьми.




Сейчас в Лондоне, Берлине, Гданьске, Гамбурге и Роттердаме стоят памятники юным беженцам, созданные одним и тем же дуэтом израильских скульпторов – Франком Майслером и Арье Овадия.