Волгоградское муниципальное учреждение культуры
  
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")

г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
csdb-2008@inbox.ru
+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Международный День Музыки

Международный День Музыки

1 октября 2014

                                                                                                 

          лекция-концерт 

«Путешествие по музыкальным эпохам»

 

 

1 октября 2014 года  в Центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина в 13.00 состоится лекция -концерт "Путешествие по музыкальным эпохам". Участниками мероприятия станут преподаватели и студенты Волгоградской консерватории имени П. А. Серебрякова.  Ведущая Коробкова Е. Н.

    Музыка очень воздействует на душу человека, она может доставлять наслаждение, или напротив, вызвать беспокойство. Часто музыка способна выразить чувства сильнее, чем слово.

Классическая музыка,  серьёзная и глубокая, всегда отражала поиски и проблемы общества. Она развивалась вместе с другими видами искусства, поэтому в ней много общего с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром.

Музыка прошла большой путь развития, за несколько веков в ней сменились темы и способы изображения.

Ренессанс или Эпоха Возрождения

   Период с XV по XVI века. В эпоху Возрождения всякий художник, скульптор или композитор больше всего хотел уподобиться самому Господу Богу. Музыканты посвящали свои произведения служению церкви, музыка отражала веру человека в Бога. Музыке Возрождения были чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть.Наиболее популярным видом музицирования тогда было хоровое пение, в стенах церковных соборов звучали красивые многоголосные мессы. Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов (скрипки, лютни, харп). Возникает потребность в публичном исполнении музыки. Формируется концерт.

Барокко

   Период с конца XVI по XVIII века. Для произведений эпохи барокко характерно стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и вымысла. Наблюдая за произведениями барокко, мы оказываемся в мире огромных зданий, картин, занимающих целиком потолок или стену зала. 

Музыкальные произведения тоже разрастались до невиданных размеров: барочные оперы звучат 4 часа. Музыка стала очень эмоциональной, часто непредсказуемой, иногда даже пугающей.

Музыканты барокко не только исполняли музыку, но и импровизировали, то есть сочиняли на ходу. А целью импровизации было удивление, «поражение» слушателей неожиданностью и изобретательностью исполнителя.

Назовём самых именитых музыкантов барокко. Это Георг Гендель, Антонио Вивальди и, конечно, Иоганн Себастьян Бах.

Бах писал духовную и светскую музыку. Много произведений он создал для своих учеников. Это своего рода упражнения для развития техники пальцев и слуха. К ним относятся инвенции, прелюдии и фуги. Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным оценить наследие, оставленное величайшим композитором.


Классицизм

Новое направление охватывает период с 1730 по 1820 годы.

Определение  «классический» с латинского языка означает «совершенный», «образцовый». Действительно, искусство классицизма воспринимается как продуманное, просчитанное, стройное по форме искусство.

Классицизм во всём выражал стремление к идеалу. Как и сам человек, искусство классицизма было жизнеутверждающим и светлым. Музыка явно предпочитала радоваться и веселиться, быть мажорной.

Именно в эту эпоху сформировались серьёзные крупные жанры: квартет, симфония, соната, концерт.

Понятие классицизм устойчиво ассоциируется с творчеством венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Музыка классиков звучит легко, «она как будто меньше весит», чем многослойная музыка прошлого.

На формирование музыки Классицизма сильно повлиял театр. Подобно появлению разных персонажей в спектакле в симфониях и сонатах обязательно чередуются разные по характеру мелодии. 

Франц Йозеф Гайдн был добряком и шутником, и эти юмористические черты проявились в его музыке, он считается отцом современной инструментальной музыки, окончательно установившим сонатную форму.

Романтизм

Французская революция 1789 года сыграла огромную роль в формировании нового направления в искусстве – романтизма.

Она принесла мыслящим людям настроение разочарования и безнадёжности. За что боролись революционеры, не сбылось.

Новые чувства отразились в искусстве романтиков. Реальность была мрачна, поэтому романтики искали утешение в мире мечты. Основными темами становятся одиночество, далёкое прошлое, сочная экзотика, сказка. Романтиков интересует человеческая душа, её страсти и переживания. Большое место в творчестве романтиков начинает занимать тема природы, стихии.

Эпоха Романтизма подарила миру великих музыкантов. Общество мещан, торговцев, простых обывателей диктовало музыкальному искусству свои вкусы, что привело к созданию «лёгких» жанров, рождению развлекательной эстрады.

Теперь песни исполняются не только голосом, но и звучат на инструменте. 

Фридерик Шопен очень рано обнаружил в себе музыкальное дарование, он был очень романтической натурой, он был поэтом в музыкальных звуках. Отличительные черты его музыки – нежность и мечтательность, но в некоторых своих произведениях он проявляет громадную силу, мощь и страстные порывы. 

Музыка XX века

Всё то лучшее, что стало классикой предшествующих эпох, впитывалось композиторами XX века. Добавляя черты нового времени, его ритмы, интонации, своеобразие национальных школ, композиторы XX века создавали свои неповторимые шедевры.

Музыка XX века очень разнообразна, композиторы творили в самых разных стилях и направлениях.Клод Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма.Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.Новаторство Дебюсси заключалось в том, что главное внимание сосредоточено на передаче оттенков впечатления.Подобно мастерам импрессионистической живописи Дебюсси обогатил палитру множеством новых оттенков, добился огромного мастерства в передаче света, цвета и воздуха, всего того, что так трудно поддается музыкальному воплощению.

Непревзойденным классиком нового времени стал отечественный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Одна из самых характерных и вместе с тем специфических черт музыки Прокофьева – пронизывающее его произведения «светлое начало», свидетельствующее о неиссякающем оптимизме композитора. Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных им произведений. Свыше ста тридцати произведений написал композитор за период с 1909 по 1952 год. Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанными с детства. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: опера и балет, инструментальный концерт, симфония, соната и фортепианная пьеса, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей. Удивительна широта творческих интересов Прокофьева, его поразительное умение переключаться с одного сюжета на другой, артистическое вживание в мир великих поэтических творений.


http://pianotki.ru/

http://www.classic-music.ru/





Возврат к списку

© 2014 Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» 

Яндекс.Метрика
г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
Электронная почта: csdb-2008@inbox.ru
Телефон:

+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Разработка сайта — Интернет-агентство «ИНТЕРВОЛГА»