Волгоградское муниципальное учреждение культуры
  
«Централизованная система детских библиотек» (ВМУК "ЦСДБ")

г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
csdb-2008@inbox.ru
+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

В народном деле – народный дух.

22 апреля 2020 Музей букварей продолжает виртуальное общение со своими потенциальными и реальными посетителями в условиях самоизоляции. Все с детства знают о прикладном искусстве народов России: гжель, хохлома, финифть и многие другие его виды. Но у каждого народа Земли есть самобытный промысел, о котором мы зачастую даже не догадываемся. А если нас и озаряет догадка, то иногда очень сложно узнать, как называется, где и каким способом изготавливается изделие? Музей букварей стремится к новым знаниям каждый день, как и его посетители, поэтому в своей статье немного расскажет об интересных промыслах разных стран.






Наши близкие родственники по языковой семье, украинцы, издревле промышляют гутничеством. Несмотря на замысловатое название, многие наверняка видели его продукты. Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь. Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.






Дорогие читатели, а какие ассоциации возникают у вас, когда речь заходит о Турции? Лазурный берег, яхты, весьма гостеприимные жители и, конечно же, знаменитые турецкие базары. Среди пестреющих красок мы можем найти невероятные ковры, а также горы посуды разных форм и размеров. Почему же расписная керамика ярких расцветок популярна по сей день? И есть ли у нее название? Называется она – изник, в честь города, где добывалось сырье для ее изготовления. Окунемся в историю. Завоевание турками Константинополя в 1453 году и превращение его в столицу Османского государства – Стамбул, рост городов, развитие зодчества увеличили потребности в таком идеальном строительном материале как керамика. Возникла необходимость создания более крупного центра производства. Богатые залежи высококачественной белой глины способствовали выдвижению на первый план небольшого город  Изника (Никея), находящегося в нескольких десятках километров от столицы. Разнообразию типов форм изникской ранней керамики соответствовало их техническое исполнение и декоративное убранство. Изделия изготавливались из светлой глины. Роспись производилась синей кобальтовой краской по белому фону, под прозрачной глазурью. Использовались 2 оттенка кобальта: светлый – для основной росписи и темный – для контура. В этот период получил распространение прием росписи «резерв», когда фон заливали краской, а части, не тронутые краской, образовывали рисунок. Изникским изделиям раннего времени была присуща великолепная по мастерству и изяществу роспись. Орнаментика представляла собой очень тонко исполненные растительные мотивы, среди которых основное место занимали цветы с закругленными лепестками, вьющиеся стебли с мелкими листьями и завитками, а также традиционные арабески (стилизованное изображение листа или полулиста). Среди растительных мотивов преобладает в это время цветок лотоса, по-турецки называемый «хатаи».  Позже появились другие виды орнамента, но лотос по сей день остается одним из основных.






Если мы с вами отправимся в Индию, то семейным парам следует быть осторожнее! Дело в том, что кольца не несут там смысловой нагрузки, подобной нашей. «Как же отличить занятых индийцев от свободных?» - сразу же зададитесь вы резонным вопросом. Ответ кроется в браслетах. На протяжении веков ношение браслетов приобретало культурное, социальное и религиозное значение в Индии. Вплоть до Средневековья это украшение служило исключительно декоративным целям. Примерно в этот период браслет превратился из сугубо декоративной принадлежности в символ замужества. Пустые руки символически ассоциируются с вдовами, которым было отказано в праве носить браслеты. В Бенгалии железный када (браслет), обыкновенно именуемый лоха, носят замужние дамы как символ своего замужества. Невеста также получает изысканный белый ракушечный и красный лаковый браслеты. В некоторых общинах браслеты из слоновой кости и стеклянные браслеты являются важными аксессуарами невест. Пенджабская невеста традиционно получает чуда – тонкие браслеты из слоновой кости белого и красного цветов. Эти браслеты выдаются только в количествах кратных четырем. С течением времени дорогая слоновая кость заменялась лаком и пластиком, но этот обычай сохраняется до сих пор.






И еще несколько слов о невероятной красоты изделиях иранских мастеров и не менее прекрасной легенде о бирюзе. Как связаны Иран и голубой камень? Сейчас узнаем. Фирузекуб — относительно молодой вид народного промысла. Слово «фирузе» обозначает «камень счастья» и переводится как «бирюза». Иран считается родиной лучшей бирюзы. По легенде, бирюза образовалась из костей людей, которые умерли от любви. Сам камень почитается и является символом любви и страсти. Камень в Иране дороже, чем в других странах, так как имеет самое лучшее качество. Фирузекуб за небольшой отрезок времени сумел стать самым популярным народным промыслом и визитной карточкой страны. Лучшие мастера творят в Исфахане. На местном базаре можно найти самые красивые изделия – вазы, тарелки, подносы и украшения инкрустированные бирюзой. Для инкрустации используют изделия из меди, серебра, бронзы, никеля и мельхиора. На этом наш небольшой экскурс в мир народного прикладного искусства подошел к концу. Конечно же, невозможно сделать обзор всех изделий, хотя очень хочется.










Возврат к списку

© 2014 Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» 

Яндекс.Метрика
г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, д.6
Электронная почта: csdb-2008@inbox.ru
Телефон:

+7 (8442) 38-42-46
Контакты

marker_0.png

Разработка сайта — Интернет-агентство «ИНТЕРВОЛГА»