Водовозов Василий Иванович: 190 лет со дня рождения
9 октября 2015
Водовозов Василий Иванович - выдающийся педагог (1825 - 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта. Учился в Санкт-Петербургском коммерческом училище и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Учительствуя в варшавской гимназии и преподавая в частных домах , Водовозов обнаружил выдающийся педагогический талант и был очень любим учениками. Уже тогда он знал хорошо 10 разных языков, древних и новых, с которых переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы работ по русской грамматике и преподаванию русской словесности. Желание работать в более удобной научной обстановке заставило его стремиться в Петербург.
Водовозов переехал в столицу в 1851, где преподавал в нескольких учебных заведениях и помещал свои произведения в повременных изданиях. Первой статьей его были "Заметки о современном образовании в Германии" в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1856), в котором он, благодаря Константину Ушинскому , стал одним из деятельнейших сотрудников.
Василий Иванович знал десять языков и переводил на русский язык произведения Анакреона, Софокла, Горация, Катулла, Лукиана, Дж. Байрона, И. В. Гёте, Генриха Гейне,П. Ж. Беранже. Кроме того, выступал со статьями о зарубежной литературе. Переводы вошли в сборник «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения» (Санкт-Петербург, 1888).
Печатал Водовозов статьи по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности в "Библиотеке для чтения", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Современнике", "Русском Слове" и других изданиях.
Вскоре Водовозов, в числе прочих педагогов-новаторов, был приглашен К. Ушинским в Смольный институт. Известность Водовозова, как выдающегося педагога, была уже упрочена. Работая в воскресных школах, в казенных учебных заведениях, Водовозов преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы правильной педагогической системы на общечеловеческой основе.
В 60-х годах 19 века принимал деятельное участие в обсуждении проектов реформы начальной и средней школы, выступал с требованием всемерного развития сети школ, доступности их для широких слоев населения и улучшения содержания и всей постановки обучения. Он настаивал, чтобы в начальной школе, помимо чтения, письма и счёта, учащиеся получали обстоятельные сведения по естествознанию, географии и истории, а средняя школа давала учащимся разнообразные гуманитарные и естественнонаучные знания. Водовозов выступал против преподавания в гимназиях древних языков. В 1866 он был отстранён от преподавательской деятельности как "политически неблагонадёжный".
В 1862 г. Водовозов женился на Е.Н. Цевловской . Материальное положение его было очень незавидно.
Особенно плохо пришлось семье, когда Водовозова устранили от преподавания в 1-й Санкт-Петербургской гимназии. Ни уроки, ни литературные труды не давали достаточно средств к жизни, пока Водовозов не издал "Книгу для первоначального чтения".
Водовозов выступал с публичными чтениями и рефератами, работал в комитете грамотности, руководил учительскими курсами и переводил произведения древних и новых классиков.
Главнейшие труды Водовозова:
"Книга для первоначального чтения" (20-е издание, Санкт-Петербург, 1896);
"Книга для учителей" (5-е издание, 1879); "Русские сказки в стихах" (1883);
"Рассказы и стихотворения для детей" (3-е издание, 1904);
"Словесность в образцах и разборах" (6-е издание, 1905);
"Новая русская литература" (7-е издание, 1908);
"Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888);
"Рассказы из русской истории" (выпуск 1, издание 13-е), выпуск 2, издание 11-е, 1911);
"Очерки из русской истории XVIII в." (3-е издание, 1904).
Иллюстрации к детским сказкам в изданиях В. И. Водовозова